Особенности работы при подготовке к олимпиаде по некоторым разделам русского языка.
Данную работу можно вести следующим образом:
- На каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной.
- Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем.
- Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.
При подготовке к олимпиаде можно использовать следующие задания:
- Расставить ударения в словах.
- Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту.
- Использовать орфоэпический словарь при работе со словами, в которых чаще всего делают ошибки при произношении.
- Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением, и объяснить их значения (мука — мука).
- Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.
- Распределить слова на группы в зависимости от ударения.
- Придумать "запоминалки" для слов (видно — завидно, знамя — знамение) и др.
Пример одного из заданий
Расставьте ударения в выделенных словах:
Сливовое варенье, сделать красивее, вручит медали, прочный кремень, первый квартал, оклеить стены, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля, вертящийся шар, избалованный всеобщим вниманием, примирит своих друзей, сосредоточение в центре города, клялась говорить правду, ходатайствовать за друга, обговоренные предложения, ядовитое снадобье, создавший творение искусства, составить каталог, поставить апостроф, кухонная посуда.
Следующий этап работы при подготовке к олимпиаде — это фразеологические обороты. Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (красной нитью) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать.
Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: "Бедность — не порок, а вдвое хуже", "Не все коту масленица, будет и пост". Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы конкурса "Страна Фразеология"
Вот некоторые примеры:
1. Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями:
- В час по чайной ложке (Очень медленно или очень долго).
- Клевать носом (Дремать, опустив голову).
- Кривить душой (Быть неискренним, намеренно говорить неправду).
2. Запишите фразеологизмы, в которых есть упоминание о числе.
Семь пятниц на неделе, заблудиться в трех соснах, с пятого на десятое и т.д.
3. Раскройте, какие фразеологизмы здесь спрятаны:
Оедонгиеасспсмб (сам себе господин), ияскзбвяетрьув (взять себя в руки), вчьуоутлвсдоотпе( толочь воду в ступе).
Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского языка. На мой взгляд, это наиболее интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений.
Интересно поработать над следующими заданиями:
- История буквы ять.
- Какие буквы исчезли и какие буквы появились в русском алфавите.
- История букв Ё и Э.
- Фонетические старославянизмы.
- Фразеологизмы со старыми названиями букв (сидеть на азах).
- Историзмы и архаизмы.
- Переводы старославянских текстов.
- Исторические чередования.
- И другие темы.
Примеры заданий:
1. Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой Ё? Какие слова допускают варианты произношения?
Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный.
2. Как называлась каждая из букв слова "кузов" в старой азбуке? (Како, ук, земля, он, веди).
3. В нашем языке много "парных слов": сторож — страж, млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Приведите примеры таких сочетаний.
В следующем задании — написать сочинение на определенную тему — учащиеся обычно не затрудняются и поэтому чаще всего особо не задумываются при его выполнении. В результате — много слов, мыслей, но нет логики в изложении и рассуждении по теме сочинения. В последние годы учащимся предлагались, например, такие темы: "Нужна ли Красная книга русского языка?", "Если бы я был министром культуры…", "Почему необходимо изучать русский язык?" и другие.
Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений. Важно научить учащихся составлять интересные сочинения-рассуждения в логической последовательности, с соблюдением всех частей сочинения — вступления, основной части, заключения, с личностным подходом, собственной позицией. Работа должна отличаться стройной композицией, орфографической и пунктуационной грамотностью. Необходимо ученика научить «не растекаться мыслию по древу», а конкретно, доказательно ответить на вопрос темы.
Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку
- Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.
- Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.
- Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
- Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
- Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
- Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.
- Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку для 5-11 классов, учебным пособиям по подготовке к ГИА, ЕГЭ, орфографическому словарю.
- Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
- Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.
- Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.
|