Теория литературы
Литературный род - одна из трёх групп литературных произведений - эпос, лирика, драма.
Предмет изображения:
Эпос ↔ Драма
События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.
Лирика
Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.
Отношение к предмету изображения речевой структуры:
Эпос
▼
Повествование
о событиях
|
Драма
▼
Разговор действующих лиц
(диалог, монолог)
|
Лирика
▼
Выражение
чувств, эмоций
|
Способы организации художественного времени и пространства:
Эпос ↔ Драма
События, происходящие
во времени и пространстве
|
Лирика
Вне времени
и пространства
|
Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определённый момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи
Жанры литературы
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанры устного народного творчества (фольклора)
|
Название
|
Краткая характеристика
|
Пример
|
Сказка
|
Эпическое повествование прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов
|
"Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль"
|
Былина
|
Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы
|
"Три поездки Ильи Муромца",
"Вольга и Микула Селянинович"
|
Песнь
|
Музыкально-поэтический вид искусства, выражающий идейно-эмоциональное отношение к жизни человека
|
Песни о Степане Разине и Емельяне Пугачёве
|
Малые жанры фольклора
|
Загадка
|
Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом,отличающееся краткостью, композиционной чёткостью
|
"Висит сито, не руками свито" (паутина)
|
Пословица
|
Краткое образное ритмическое народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии
|
"Семеро одного не ждут"
|
Поговорка
|
Выражение, определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли
|
"Лёгок на помине"
|
Скороговорка
|
Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов
|
"Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап"
|
Частушка
|
Исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера
|
"Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".
|
|
|
|
|
Жанры древнерусской литературы
Название
|
Краткая характеристика
|
Пример
художественного
произведения
|
Житие
|
Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью
|
"Житие Александра Невского"
|
Хождение
|
Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие
|
"Хождение за три моря" Афанасия Никитина
|
Поучение
|
Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление
|
"Поучение Владимира Мономаха"
|
Воинская повесть
|
Повествование о военном походе
|
"Сказание о Мамаевом побоище"
|
Летопись
|
Историческое произведение, в котором повествование велось по годам
|
"Повесть временных лет"
|
Слово
|
Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера
|
"Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона
|
Эпические жанры
Роман
|
Литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развёрнутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.
|
Повесть
|
Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.
– средний объём
– одна сюжетная линия
– судьба одного героя, одной семьи
– ощутимость голоса повествователя
– преобладание хроникального начала в сюжете
|
Рассказ
|
Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объём – один эпизод – одно событие в жизни героя
|
Новелла
|
Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
|
Очерк
|
Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
|
Басня
|
Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
|
|
Лирические жанры
Стихотворение
|
Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
|
Элегия
|
Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
|
Эпиграмма
|
Небольшое по объёму сатирическое стихотворение
|
Сонет
|
Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
|
Эпитафия
|
Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему человеку
|
Песня
|
Жанр письменной поэзии, выражающий определённое идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
|
Гимн
|
Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
|
Ода
|
Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
|
Послание
|
Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
|
Романс
|
Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
|
Лиро-эпические жанры
Баллада
|
Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передаёт не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
|
Поэма
|
Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
|
Драматические жанры
Трагедия
|
Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряжённой борьбе, обрекающей его на гибель
|
Комедия
|
Вид драмы, в котором характерны ситуации, представленные в смешных, комических формах; обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни.
Разновидности комедии по характеру содержания:
– комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига);
– комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев);
– комедия идей (источник смешного – идея писателя);
–трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни);
– фарс (западноевропейская народная комедия XIV
– XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
|
Драма
|
Литературное произведение, которое изображает серьёзный конфликт, борьбу между действующими лицами
|
Водевиль
|
Вид драмы, лёгкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
|
Интермедия
|
Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов:
1) самостоятельный жанр народного театра в Испании;
2) галантно-пасторальные сцены в Италии;
3) вставная комическая или музыкальная сцена
|
Тематика лирических произведений
Тема - то, о чём идет речь в художественном произведении; предмет изображения. (Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)
Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приёмы и средства в их смысловой наполненности. (Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедия, и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)
Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение. (Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)
Тема лирического произведения
|
Краткая характеристика
|
Пример
|
Тема любви(любовная лирика)
|
Произведения о проблеме любви; взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.
|
А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
|
Тема природы(пейзажная лирика)
|
Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы
|
С. А. Есенин
"Берёза"
|
Тема назначения поэта и поэзии(гражданская лирика)
|
Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта
|
М.Ю. Лермонтов
"Смерть Поэта"
|
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)
|
Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти
|
Ф. И. Тютчев
"Нам не дано предугадать..."
|
Тема свободы(вольнолюбивая лирика)
|
Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности
|
А. Н. Радищев
ода "Вольность"
|
Тема дружбы
|
Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение
|
А. С. Пушкин
"К Чаадаеву"
|
Тема одиночества
|
Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми
|
М. Ю. Лермонтов "Парус"
|
Тема родины(патриотическая лирика)
|
Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества
|
А. А. Блок
"Россия"
|
Тема народа
|
Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа
|
Н. А. Некрасов
"Железная дорога"
|
Структура художественного текста
Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.
Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Этапы развития сюжета
|
Название этапа сюжета
|
Краткая характеристика
|
Пример
|
Экспозиция(пролог)
|
Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении)
- прямая;
- задержанная;
- обратная.
|
В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви
|
Завязка
|
Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.
Типы завязок:
- мотивированная;
- немотивированная (неожиданная, придающая остроту).
Место завязки в литературном произведении:
- в начале;
- в конце.
|
Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце художественного произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"
|
Развитие действия
|
События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.
|
Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим
|
Кульминация
|
Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.
|
Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"
|
Развязка
|
Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.
Виды развязки:
- естественная (логичное выражение завязки);
- ложная.
Виды развязки (в зависимости от развития сюжета):
- внезапная;
- логически вытекающая из развития действия.
Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):
- единая с кульминацией;
- отдельная от кульминации
|
Естественная развязка - "Вишнёвый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
|
Послесловие(эпилог)
|
Заключительная часть произведения.
Типы эпилогов:
- непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности);
- развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый).
|
Развёрнутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.
|
Конфликт в художественном произведении
Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
Характер
конфликта
|
Краткая характеристика
|
Пример
|
Любовный
|
Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа.
|
У. Шекспир "Ромео и Джульетта",
А.С. Пушкин "Дубровский"
|
Социально-бытовой(общественный)
|
Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений.
|
А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
|
Философский
|
Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека.
|
Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"
|
Идейный
|
Столкновение различных идей, имеющих право на существование.
|
И. С. Тургенев "Отцы и дети"
|
Психологический
|
Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений.
|
Д. Г. Байрон "Дон Жуан"
|
Символический
|
Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма.
|
М. Метерлинк "Синяя птица"
|
Система образов в художественном произведении
Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Название литературного образа
|
Краткая характеристика
|
Художественный образ (общее понятие)
|
Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображённая в свете его эстетического идеала
|
Литературный персонаж
|
Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
|
Образ автора
|
Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропониманием писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
|
Образ рассказчика, образ повествователя
|
Персонифицированный герой, повествующий о событиях
|
Образ лирического героя
|
Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
|
Эпический герой
|
Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
|
Драматический герой
|
Действующее лицо драматического произведения
|
Главный герой
|
Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
|
Второстепенный персонаж
|
Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
|
Внесценический персонаж
|
Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц
|
Образ рассказчика в литературном произведении
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.
Тип рассказчика
|
Краткая характеристика данного типа
|
Пример
|
"Обрамляющий" условный рассказчик
|
Рассказчик ведёт повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна
|
И. С. Тургенев. "Записки охотника"
|
Бесстрастный повествователь
|
Изображает события как сторонний наблюдатель
|
А. С. Пушкин. "Повести Белкина"
|
Главный герой произведения
|
Повествование в произведении ведётся от лица главного героя
|
Ф. М. Достоевский. "Подросток"
|
Рассказчик - словесная маска
|
Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт
|
Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя
|
Рассказчик - участник событий
|
Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного
|
Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
|
Система рассказчиков
|
Художественное произведение имеет форму:
- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;
- связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
|
Л. Н. Толстой. "После бала"
М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени"
|
Характер в художественном произведении
Художественный характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.
Средства создания литературного героя
Средство создания литературного героя
|
Краткая характеристика
|
Пример
|
Название произведения
|
Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов
|
"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
|
Эпиграф к литературному произведению
|
Может указывать на основную черту характера героя
|
"Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
|
Прямая авторская характеристика
|
Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку
|
"Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин)
|
Речь героя
|
Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия
|
Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова
|
Поступки, действия героя
|
Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя
|
Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова
|
Психологический анализ
|
Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя
|
"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского
|
Другие герои произведения
|
Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми
|
Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
|
Портрет героя
|
Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами)
|
1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова
2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
|
Социальная среда, общество
|
Общественные условия, в которых живет и действует персонаж
|
"Гранатовый браслет"
А. И. Куприна
|
Пейзаж
|
Раскрывает внутренние переживания героя
|
Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
|
Художественная деталь
|
Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа
|
Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова
|
Предыстория жизни героя (если есть)
|
Описание детства, юности, становления героя как личности помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа
|
"Обломов". И. А. Гончаров
|
Сатирические приёмы в художественном произведении
Название сатирического приема
|
Краткая характеристика
|
Пример
|
Гипербола
|
Художественный приём, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений
|
"Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
|
Гротеск
|
Вид сатирической типизации, про котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического
|
"Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось". (М. Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
|
Фантастика
|
Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни
|
Д. Свифт. "Путешествие Гулливера"
|
Эзопов язык
|
Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора
|
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
|
Ирония
|
Тонкая, скрытая насмешка
|
"Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов
|
Сарказм
|
Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа
|
"Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя
|
Аллегория
|
Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа
|
Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа
|
Название художественного произведения
Название - авторское наименование конкретного художественного произведения
Особенности названия художественного произведения
|
Пример названия художественного текста
|
В основе - имя главного героя произведения
|
"Евгений Онегин" А. С. Пушкина; "Рудин" И. С. Тургенева
|
В основе - художественная деталь, характеризующая главного героя произведения
|
"Шинель" Н. В. Гоголя
|
Название - пословица, отражающая суть конфликта произведения
|
"Свои люди - сочтемся!", "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островский
|
В основе - место, где происходит событие произведения
|
"Васюткино озеро" В. П. Астафьева; "Невский проспект" Н. В. Гоголя
|
В основе - главный конфликт художественного произведения
|
"Отцы и дети" И. С. Тургенева; "Горе от ума" А. С. Грибоедова
|
В основе - проблема, поставленная автором в произведении и разрешаемая им в самом повествовании
|
"Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова; "Что делать?" Н. Г. Чернышевского
|
В основе - образ-символ
|
"Гроза" А. Н. Островского; "Вишнёвый сад" А. П. Чехова
|
В основе - время, в которое разворачиваются ключевые события художественного произведения
|
"Ночь накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголя; "После бала" Л. Н. Толстого
|
Название многозначное, выражающее многоплановую проблематику произведения
|
"Война и мир" Л. Н. Толстого; "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского
|
В основе - характеристика героя, типичная черта персонажа
|
"Идиот" Ф. М. Достоевского; "Толстый и тонкий" А. П. Чехова
|
Пейзаж в художественном произведении
Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении.
Функции пейзажа
|
Пример из художественного произведения
|
Иллюстративная (создаёт фон, на котором происходят различные события в произведении)
|
"Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. (А. С. Пушкин "Станционный смотритель")
|
Психологическая (передаёт внутренне состояние героев, их переживания)
|
"Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожжали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")
|
Лирическая (создаёт определённое настроение у героя; задаёт общую тональность повествования)
|
"Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"
|
Символическая (выступает в роли образа-символа)
|
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух...
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
(А. А. Блок "Незнакомка")
|
Художественная деталь в литературном произведении
Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.
Функции детали
|
Характеристика
|
Пример
|
Выделительная
|
С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных
|
"И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре")
|
Психологическая
|
Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа
|
"...Видали вы когда нибудьглаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека"
|
Фактографическая
|
Деталь характеризует данный факт действительности
|
"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет")
|
Натуралистическая
|
Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление
|
"Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала")
|
Символическая
|
Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни
|
"Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")
|
Импрессионическая
|
Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение
|
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны,
Под тобою - глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая,
В бездне воздуха и света.
(К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")
|
Эпизод
Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.
Типы эпизодов
|
Характеристика
|
Пример
|
Сценический (повествовательно-диалогический)
|
Картины, замкнутые в пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно детализируется.
|
Изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"
|
Несценический ("панорамный", описательный)
|
Сообщение автора о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах
|
Описание Москвы, опустевшей перед приходом французов, в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"
|
|