Суббота, 28.09.2024, 14:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка Самсоновой Лидии Николаевны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Теория литературы
[ Скачать с сервера (55.1 Kb) ] 02.12.2015, 14:44

 Теория литературы

Литературный род - одна из трёх групп литературных произведений - эпос, лирика, драма.

Предмет изображения:

Эпос ↔ Драма

События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Эпос

Повествование

о событиях 

Драма

Разговор действующих лиц

(диалог, монолог)

Лирика

Выражение

чувств, эмоций

Способы организации художественного времени и пространства:

Эпос ↔ Драма

События, происходящие

во времени и пространстве

Лирика

Вне времени

и пространства

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определённый момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи

Жанры литературы

Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Жанры устного народного творчества (фольклора)

Название

Краткая характеристика

Пример

 

Сказка

Эпическое повествование прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов

"Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль"

Былина

Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы

"Три поездки Ильи Муромца",

"Вольга и Микула Селянинович"

Песнь

Музыкально-поэтический вид искусства, выражающий  идейно-эмоциональное отношение к жизни человека

Песни о Степане Разине и Емельяне Пугачёве

Малые жанры фольклора

Загадка

Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом,отличающееся краткостью, композиционной чёткостью

"Висит сито, не руками свито" (паутина)

Пословица

Краткое образное ритмическое народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии

"Семеро одного не ждут"

Поговорка

Выражение, определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли

"Лёгок на помине"

Скороговорка

Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов

"Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап"

Частушка

Исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера

"Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".

       

Жанры древнерусской литературы

Название

Краткая характеристика

Пример

художественного

произведения

Житие

Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью

"Житие Александра Невского"

Хождение

Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина

Поучение

Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление

"Поучение Владимира Мономаха"

Воинская повесть

Повествование о военном походе

"Сказание о Мамаевом побоище"

Летопись

Историческое произведение, в котором повествование велось по годам

"Повесть временных лет"

Слово

Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера

"Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона

Эпические жанры

Роман

Литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развёрнутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.

 Повесть

 Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.
– средний объём
– одна сюжетная линия
– судьба одного героя, одной семьи
– ощутимость голоса повествователя
– преобладание хроникального начала в сюжете

 Рассказ

 Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объём – один эпизод – одно событие в жизни героя

 Новелла

 Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)

 Очерк

 Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.

 Басня

 Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием

 

Лирические жанры

 Стихотворение

 Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами

 Элегия

 Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму

 Эпиграмма

 Небольшое по объёму сатирическое стихотворение

 Сонет

 Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три

 Эпитафия

 Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему человеку

 Песня

 Жанр письменной поэзии, выражающий определённое идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок

 Гимн

 Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные

 Ода

 Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная

 Послание

 Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу

 Романс

 Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку

Лиро-эпические жанры

 Баллада

 Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передаёт не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания

 Поэма

 Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя

Драматические жанры

 Трагедия

Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряжённой борьбе, обрекающей его на гибель

 Комедия

Вид драмы, в котором характерны ситуации, представленные в смешных, комических формах; обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни. 
 Разновидности комедии по характеру содержания:
– комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига);
– комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев);

 – комедия идей (источник смешного – идея писателя);
 –трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни);

 – фарс (западноевропейская народная комедия XIV
– XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)

 Драма

Литературное произведение, которое изображает серьёзный конфликт, борьбу между действующими лицами

 Водевиль

Вид драмы, лёгкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами

 Интермедия

Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов:
1) самостоятельный жанр народного театра в Испании;
2) галантно-пасторальные сцены в Италии;
3) вставная комическая или музыкальная сцена

Тематика лирических произведений

Тема - то, о чём идет речь в художественном произведении; предмет изображения. (Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)

Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приёмы и средства в их смысловой наполненности. (Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедия, и фарсах; узнавание  героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)

Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение. (Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".) 

Тема лирического произведения

Краткая характеристика

Пример

Тема любви(любовная лирика)

Произведения о проблеме любви;   взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.

А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."

Тема природы(пейзажная лирика)

Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

С. А. Есенин

"Берёза"

Тема назначения поэта и поэзии(гражданская лирика)

Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

М.Ю. Лермонтов

"Смерть Поэта"

Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)

Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

Ф. И. Тютчев

"Нам не дано предугадать..."

Тема свободы(вольнолюбивая лирика)

Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

А. Н. Радищев

ода "Вольность"

Тема дружбы

Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

А. С. Пушкин

"К Чаадаеву"

Тема одиночества

Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми

М. Ю. Лермонтов "Парус"

Тема родины(патриотическая лирика)

Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

А. А. Блок

"Россия"

Тема народа

Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

Н. А. Некрасов

"Железная дорога"

Структура художественного текста

Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.
Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.

Этапы развития сюжета

Название этапа сюжета

Краткая характеристика

Пример

Экспозиция(пролог)

Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении)
 - прямая;
- задержанная;
- обратная.

В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви

 Завязка

 Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.
Типы завязок:
- мотивированная;
- немотивированная (неожиданная, придающая остроту).
Место завязки в литературном произведении:
- в начале;
- в конце.

 Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского  "Что делать?" Завязка в конце художественного произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"

 Развитие действия

 События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.

 Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим

 Кульминация

 Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.

 Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"

 Развязка

 Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.
Виды развязки:
- естественная (логичное выражение завязки);
- ложная.
Виды развязки (в зависимости от  развития сюжета):
- внезапная;
- логически вытекающая из развития действия.
Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):
- единая с кульминацией;
- отдельная от кульминации

 Естественная развязка - "Вишнёвый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя

 Послесловие(эпилог)

 Заключительная часть произведения.
Типы эпилогов:
- непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности);
- развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый).

 Развёрнутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.

Конфликт в художественном произведении

Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.

Характер
конфликта

Краткая характеристика

Пример

 Любовный

 Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа.

 У. Шекспир "Ромео и Джульетта",

А.С. Пушкин "Дубровский"

 Социально-бытовой(общественный)

 Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений.

 А. С. Пушкин "Евгений Онегин"

 Философский

 Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека.

 Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"

 Идейный

 Столкновение различных идей, имеющих право на существование.

 И. С. Тургенев "Отцы и дети"

 Психологический

 Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений.

 Д. Г. Байрон "Дон Жуан"

 Символический

 Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма.

 М. Метерлинк "Синяя птица"

Система образов в художественном произведении

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла. 

Название литературного образа

Краткая характеристика

Художественный образ (общее понятие)

Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображённая в свете его эстетического идеала

Литературный персонаж

Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения

Образ автора

Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропониманием писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла

Образ рассказчика, образ повествователя

Персонифицированный герой, повествующий о событиях

Образ лирического героя

Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

Эпический герой

Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения

Драматический герой

Действующее лицо драматического произведения

Главный герой

Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения

Второстепенный персонаж

Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения

Внесценический персонаж

Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц

Образ рассказчика в литературном произведении

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь. 

Тип рассказчика

Краткая характеристика данного типа

Пример

"Обрамляющий" условный рассказчик

Рассказчик ведёт повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна

И. С. Тургенев. "Записки охотника"

Бесстрастный повествователь

Изображает события как сторонний наблюдатель

А. С. Пушкин. "Повести Белкина"

Главный герой произведения

Повествование в произведении ведётся от лица главного героя

Ф. М. Достоевский. "Подросток"

Рассказчик - словесная маска

Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт

Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя

Рассказчик - участник событий

Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного

Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Система рассказчиков

Художественное произведение имеет форму:

- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;

- связанных между собой повествований нескольких рассказчиков

Л. Н. Толстой. "После бала"

 

 

М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени"

Характер в художественном произведении

Художественный характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.

                            Средства создания литературного героя

Средство создания литературного героя

Краткая характеристика

Пример

Название произведения

Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов

"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Эпиграф к литературному произведению

Может указывать на основную черту характера героя

"Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина

Прямая авторская характеристика

Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку

"Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин)

Речь героя

Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия

Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова

Поступки, действия героя

Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя

Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Психологический анализ

Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского

Другие герои произведения

Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми

Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Портрет героя

Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами)

1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова

2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя

Социальная среда, общество

Общественные условия, в которых живет и действует персонаж

"Гранатовый браслет"

А. И. Куприна

Пейзаж

Раскрывает внутренние переживания героя

Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Художественная деталь

Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа

Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова

Предыстория жизни героя (если есть)

Описание детства, юности, становления героя как личности помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа

"Обломов".  И. А. Гончаров

Сатирические приёмы в художественном произведении

Название сатирического приема

Краткая характеристика

Пример

Гипербола

Художественный приём, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений

"Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Гротеск

Вид сатирической типизации, про котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического

"Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось". (М. Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Фантастика

Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни

Д. Свифт.   "Путешествие Гулливера"

Эзопов язык

Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Ирония

Тонкая, скрытая насмешка

"Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов

Сарказм

Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа

"Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя

Аллегория

Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа

Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа

Название художественного произведения

Название - авторское наименование конкретного художественного произведения

Особенности названия художественного произведения

Пример названия художественного текста

В основе - имя главного героя произведения

"Евгений Онегин" А. С. Пушкина; "Рудин" И. С. Тургенева

В основе - художественная деталь, характеризующая главного героя произведения

"Шинель" Н. В. Гоголя

Название - пословица, отражающая суть конфликта произведения

"Свои люди - сочтемся!", "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островский

В основе - место, где происходит событие произведения

"Васюткино озеро" В. П. Астафьева; "Невский проспект" Н. В. Гоголя

В основе - главный конфликт художественного произведения

"Отцы и дети" И. С. Тургенева; "Горе от ума" А. С. Грибоедова

В основе - проблема, поставленная автором в произведении и разрешаемая им в самом повествовании

"Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова; "Что делать?" Н. Г. Чернышевского

В основе - образ-символ

"Гроза" А. Н. Островского; "Вишнёвый сад" А. П. Чехова

В основе - время, в которое разворачиваются ключевые события художественного произведения

"Ночь накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголя; "После бала" Л. Н. Толстого

Название многозначное, выражающее многоплановую проблематику произведения

"Война и мир" Л. Н. Толстого; "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского

В основе - характеристика героя, типичная черта персонажа

"Идиот" Ф. М. Достоевского; "Толстый и тонкий" А. П. Чехова

Пейзаж в художественном произведении

Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении.

Функции пейзажа

Пример из художественного произведения

Иллюстративная (создаёт фон, на котором происходят различные события в произведении)

"Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. (А. С. Пушкин "Станционный смотритель")

Психологическая (передаёт внутренне состояние героев, их переживания)

"Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожжали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")

Лирическая (создаёт определённое настроение у героя; задаёт общую тональность повествования)

"Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

Символическая (выступает в роли образа-символа)

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух...
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
(А. А. Блок "Незнакомка")

Художественная деталь в литературном произведении

Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

Функции детали

Характеристика

Пример

Выделительная

С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных

"И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре")

Психологическая

Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа

"...Видали вы когда нибудьглаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека" 

Фактографическая

Деталь характеризует данный факт действительности

"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет")

Натуралистическая

Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление

"Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала")

Символическая

Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни

"Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")

Импрессионическая

Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны,
Под тобою - глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая,
В бездне воздуха и света.
(К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")

Эпизод

Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.

Типы эпизодов

Характеристика

Пример

Сценический (повествовательно-диалогический)

Картины, замкнутые в пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно детализируется.

Изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"

Несценический ("панорамный", описательный)

Сообщение автора о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах

Описание Москвы, опустевшей перед приходом французов, в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Мои файлы | Добавил: lika
Просмотров: 402 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz