Суббота, 28.09.2024, 08:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка Самсоновой Лидии Николаевны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро".
[ Скачать с сервера (37.0 Kb) ] 27.12.2016, 19:31

Предмет

литература

Класс

5

Тип урока

Комбинированный

Тема урока

Анализ рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».  Урок – экспедиция «По следам Васютки. Уроки выживания».

Цель урока

Организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме. Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения.

Задачи урока

-совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения, давать характеристику герою, его поступкам;

-активизировать познавательные интересы учащихся с помощью  различных технологий;

-развивать способности к анализу и систематизации полученных знаний;

-формировать умение находить и обрабатывать информацию;

-формировать умение работать в группе, умение планировать работу, уважать мнение других.

Основное содержание темы, термины, понятия

Экспедиция, маршрут-кластер, рассказ, жанр, композиция, анализ, автобиографическая проза

 

Планируемый результат

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знать содержание прочитанного произведения; уметь анализировать художественный текст; давать характеристику герою произведения.

 

 

Л1-формировать  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Л3-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

 

 

Р1-  принимать учебную задачу;

Р2-планировать необходимые действия, результаты, действовать по плану;

Р3-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Р4-анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

Р5-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

П1-извлекать необходимую информацию из различных источников;

П2-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

П3-устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

К1-участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета;

К3- строить монологические и диалогические высказывания;

К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.

Приёмы  и методы

Кластер, театрализация, составление  словесного  портрета, конструирование высказываний, личные ассоциации, конструирование композиции рассказа,  составление алгоритма, составление телеграммы

Педагогические технологии

Развитие критического мышления,  информационно-коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии, медленное чтение, составление проектов.

                                                                 

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык, география, биология, ОБЖ, изобразительное искусство.

Индивидуальная, групповая, коллективная.

Проектор, компьютер. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Авторы-составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – Москва «Просвещение» 2012 г.

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Технологии, методы и приемы.

1 этап Организационный.

Цель: Создать позитивный настрой  у  учащихся

-Здравствуйте, юные читатели! Я рада вас видеть.  Улыбнитесь друг другу.

Вас ждёт удивительный мир литературы.

 

Слушают учителя, приветствуют друг друга.

 

 

 

Настроились позитивно на работу

Слайд 1

2 этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: Сформулировать тему и задачи урока; мотивировать учащихся к учебной деятельности; определить содержательные рамки урока.

 

-Скажите, каким объявлен 2016 год в Татарстане?

-Как это связано с нашим уроком?

 

 

-Почему рассказ так называется?

 

 

-А возможно в наше время открыть что-то новое? Что об этом говорится в рассказе? Прочитайте.

-Мир литературы  тоже  огромен. Разобраться в произведениях  порой очень трудно.

-Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас на этом уроке открыл для себя что-то новое, интересное.

-А чтобы открыть что-то новое в рассказе, что вы  должны были  сделать?

 

 

 

- В какую ситуацию попадает главный герой?

 

 

-Благодаря чему он выжил в тайге?

 

 

 

 

 

-Вы оказывались в такой ситуации, а могли бы оказаться?

-Какой вопрос всегда встаёт перед человеком, попавшим в трудную ситуацию?

-Чтобы ответить на этот вопрос и проанализировать рассказ, мы отправимся в экспедицию. Что это такое?

-Это поездка, отправка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием. Экспедиция может быть научная, спасательная, военная. Мы отправимся с вами в литературную  экспедицию. Как  её назовём?

-Год водоохранных зон.

-Мы изучаем рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

-Главный герой рассказа,  Васютка, нашёл в тайге озеро, богатое рыбой. Рыбаки назвали его Васюткино.

Дети читают отрывок со слов «Много ещё… до конца абзаца (стр.124).

 

 

 

 

-Прочитать, запомнить, проанализировать, поразмышлять,  понять поступки Васютки.

-Он заблудился в тайге, где трудно выжить даже взрослому.

- Васютка  наблюдал, соображал, не унывал, общался с природой, соблюдал законы тайги…

Дети отвечают.

 

 

-Как можно выжить и найти  дорогу домой.

 

 

 

Дети предлагают свои варианты.

 

 

 

 

 

Дети предлагают, остановимся на варианте «По следам Васютки».

Л1 

Р1 

К3

П1

Проблемный вопрос

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

 

 

 

Слайд 3

 

Тема

Слайд 4

3 этап

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Активизировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

 

-Что сначала мы должны составить?

-Мы уже знаем путь следования Васютки.  Составим маршрут  в виде кластера. Возьмите со стола по 4 картинки и последовательно  расположите их на доске. (В центре Васютка)

-Маршрут готов.

-Что мы ещё  возьмём с собой?

 

 

 

 

 

 

 

- А ещё мы возьмём  с собой вот это короткое слово «Жив».  Как связано оно с творчеством   В. П. Астафьева? Это автобиографическое произведение.

-Что бы это значило? (показываю вырезанный из бумаги контур                           « открытия Васютки»: таёжное озеро, Васюткино озеро, речка, Енисей).

-Я надеюсь, что вы сообразите в ходе нашей экспедиции.

-Наша экспедиция начинается.

Дайте словесный портрет героя.

 

 

 

 

 

-Далее  избушка. Надо вспомнить, эпизод, разговора героя с матерью, проинсценировать.

-Маршрут.

 

 

Дети, комментируя, располагают на доске картинки с изображением мест, где побывал герой и предметов, с которыми встречался.

-Компас, рюкзак (у Васютки был мешок), спички,  хлеб, соль, вода, теплые вещи, ещё у Васютки было ружьё с патронташем и 13 патронов.

(«Жив»- так называется сочинение Астафьева, написанное в школьные годы по личным впечатлениям).

 

 

 

Дети предлагают варианты.

 

 

- Мальчик 13 лет, коренастый, похожий на мужичка. Он с ружьём, патронташем и мешком.

Любит и уважает родителей, взрослых. Знает хорошо таёжные законы, любит природу, рассуждать.

Дети инсценируют отрывок.

Л2

Р3

К1

П2

Кластер

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРКМ, «Вызов»

 

 

 

 

 

Словесный портрет

 

 

 

 

Театрализация

4 этап

Усвоение новых знаний, понимание и закрепление.

Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе –выбор способа и средств их реализации.

-Вот мы в тайге. Скажите, какому жанру относится «Васюткино озеро»? Что такое рассказ?

 

 

 

Любое произведение имеет свою композицию. Перед вами план рассказа. Надо соотнести информацию из рассказа к каждому пункту плана.

Экспозиция (вступительная часть):

 

 

 

 

 

Завязка (начало событий): 

 

 

 

 

Развитие действия:

  

 

 

 

 

Кульминация (наивысшее напряжение):

Развязка (завершение событий):

   

Эпилог (заключительная часть):

 

-Рассказ.

 

-Небольшое прозаическое произведение о случае из жизни одного героя.

 

Дети дополняют план.

 

 

 

-Рассуждение об озерах и их названиях, неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.

-Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.

-Страх и отчаяние Васютки, решительные действия по своему спасению, просвет в пути.

-Появление бота и возвращение героя.

-Васютка дома, путь к озеру и его освоение.

-Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

Р1

К1

П1

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

5 этап

Творческое применение и добывание знаний в знакомой ситуации

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие при работе.

-А вот и кедровка. Она птица полезная.

На ваших рабочих листах есть начало высказываний о тайге по тексту, вам надо дописать.

-Идёшь в лес бери еду, бери спички.

-От затесей далеко не отходи – сгинешь.

-Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.

-Заполярная тайга не страшна зверьём.

- Перед нами кедр.

-Что здесь делал Васютка? Мы тоже соберём. Ответим на вопросы на шишках.

1.На какой реке происходили события?

2.Чем снабжал Васютка рыбаков?

3.Что называли сибирские охотники драгоценным «припасом»?

4.Что такое затеси?

 

5.Полезная птица тайги?

6.О чём мальчик пожалел после того, как зажарил глухаря?

7.Сколько ночей провёл Васютка в тайге?

8.Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дети дописывают высказывания, а затем зачитывают.

 

 

 

 

 

 

-Собирал шишки.

Дети отвечают.

 

-Енисее.

 

-Кедровыми орехами.

-Порох и дробь (патроны).

 

-Зарубки, отметки на дереве.

-Кедровка.

-Не взял соли.

 

 

-4.

 

Хлеб и вяленую рыбу.

 

 

 

Л3

Р2

Р4

К4

П1

П2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

6 этап

Применение знаний в изменённой ситуации

-Мы дошли до места, где Васютка поймал глухаря. Расскажите коротко о глухаре как биолог, писатель, художник, охотник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А вот и паутина, в которой запуталась муха. По принципу игры «Телефон» ответьте на вопрос, что понял Васютка при виде мухи?

-А здесь Васютка готовил глухаря.  (костёр)

По цепочке восстановите алгоритм приготовления охотничьего блюда из  глухаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О чём подумал мальчик при виде белочки?

 

 

-Напишите телеграмму.

 

 

Физкультминутка-идём вокруг парт, слушаем звуки тайги, представляем его обитателей.

-Мы идём, а кругом тайга и тайга. Садитесь, закройте глаза, слушайте описание тайги. « Тайга…Тайга… до   в них» читает учитель).  Назовите эпитеты и сравнения.

Биолог. Глухарь – это большая птица, весом до 5-6 килограммов, обитает в тайге.

Писатель. Перед Васюткой пролетела большая, чёрная птица – глухарь. Он подстрелил её, погнался за ней и заблудился.

Художник. Это большая  птица с чёрными с голубоватым отливом перьями.

Охотник. Глухаря надо брать с собакой.

 

 

Дети передают на ухо соседу  слово «Заблудился».

 

 

 

1.Приготовить дрова.

2. Развести костёр.

3. Ощипать и распотрошить глухаря.

4. Отодвинуть костёр.

5. На горячем месте выкопать ямку.

6. Положить туда птицу.

7. Плотно закрыть мхом.

8. Присыпать горячей землёй, золой, углями.

9. Сверху положить пылающие головни и подбросить дрова.

10.Через час раскопать  - готово охотничье блюдо.

-Хорошо бы было, если белочка передала родителям, где я.

-Жив, заблудился, иду на север, убил глухаря, съел, осталось 10 патронов. Ищите. Васютка.

 

 

 

 

 

 

-Тайга (эпитеты) – молчаливая,

равнодушная, огромная, тёмная, Сравнения: тайга-море, облака – вата.

Л3

Р2

Р4

К4

П1

П2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элемент игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Телеграмма

 

 

Звукозапись

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

Учебник

7 этап

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Трава у нас под ногами.  Это признак чего?

-Составьте проекты «Рыба в озере», «Рыба в Енисее». (работают в парах, приклеить на заготовках- рисунках озера и реки рыб, которые там водятся.)

 

 

-А вот оно, то озеро, которое открыл Васютка. Таким вы себе его представляли? О чём догадался мальчик?

 

 

 Давайте вспомним приметы, которые помогли Васютке выжить. Я буду вам называть предметы, а вы продолжите примету.

-Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.

-Трава растёт обычно возле больших водоёмов.

-Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

-Ветвей у дерева больше на южной стороне.

-Дождь, холод, спасительная пихта. Составьте  меню Васютки.

 

 

-Угадайте, что у меня в мешочке. Это один из продуктов рациона мальчика.

-А вот перед нами Енисей. Как назвал его Васютка?

-По вашим личным ассоциациям подберите для Васютки предмет и прокомментируйте.

 

 

 

-А вот и долгожданное спасение – бот. Действия Васютки.

 

 -Мы тоже садимся в катер.

Васютка дома, нарисуйте( можно словесный портрет):  маму, папу, дедушку, старшину бота «Игорец»;  подпишите, как их зовут.

-Давайте вернёмся к нашей загадке. Что обозначает этот контур? Какое открытие сделали вы и Васютка?

-Делаем вывод:

 

-Трава растёт на берегу водоёма.

Рыба: пелядь, чир, сиг – в озере; осётр, стерлядь, омуль – в реке.

Приклеивают на шаблонах озера и реки картинки с рыбами.

-Если в озере белая рыба, которая

водиться в Енисее, значит,  озеро проточное и выведет к реке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлеб, орехи, глухарь , утки, гуси, красная смородина.

 

-Кедровые орешки.

 

 

-Енисеюшко, славный,  хороший.

 

Например,  орех – крепкий, стрела – стремящийся вперёд, часы – не стоит на месте, гриб – коренастый. 

-Развёл большой костёр, чтобы заметили с бота; стрелял из ружья.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Васютка нашёл озеро.

-Мы всё поняли в рассказе.

Р3

К2

К3

П3

Проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ассоциации

8  этап

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Нарисуйте         иллюстрации к рассказу.

Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу. Напишите об этом, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».

 

 

 

9 этап

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Чему можно научиться у Васютки?  Как можно выжить в тайге?

 

 

 

 

 

 

 

Что бы ты рассказал о тайге своему другу?  Все молодцы. Вы заслужили самые лучшие оценки. Урок окончен.

Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству.

Дети предлагают.

Л2Р5К3П3

 

Категория: Мои файлы | Добавил: lika
Просмотров: 3215 | Загрузок: 93 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz