Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Прямое и переносное значение слова.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока:
1.Формирование:
а) представления о прямом и переносном значении слова;
б)способности различать прямое и переносное значение слова.
2) Развитие:
а) мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: учебник, Толковые словари.
Демонстративный материал: алгоритм проверки прямого и переносного значения слова; эталоны для самопроверки, презентация.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
–Здравствуйте, юные знатоки филологии! Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте партнёров прикосновением ладоней и пожеланиями удачи в сотрудничестве. Садитесь.
-Скажите, нравится ли вам учиться? Получаете ли вы удовольствие от того, что понимаете учителя и узнаёте много нового?
-Мне тоже очень нравится обучать детей, объяснять что-то новое, рассказывать, задавать вопросы, слушать и видеть ваши умные лица и удивлённые глаза. У нас общие интересы, значит, мы можем сотрудничать. Тем более в изучении такого важного и нужного предмета как русский язык.
-На столе перед вами лежат листочки разноцветной бумаги, выберите по цвету показатель вашего настроения на данный момент: если вы спокойны - зелёный, радостны - жёлтый, встревожены-сиреневый. Поднимите ваши листочки. Я себе тоже выбрала.
-Какой раздел о русском языке мы изучаем? Что мы знаем о лексике? Давайте составим кластер. ( все дети по цепочке отвечают, оформляя на доске записи в виде кластера.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить материал, который потребуется для открытия, а для этого заполним таблицу. Распределите слова в таблице : парта, нос, арена, бакен, гнездо, шар, айсберг, земля, море ( слайд).
Однозначные слова
|
Многозначные слова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие слова вы записали в первый столбик, во второй? А какие слова остались? Почему мы их не отнесли в первые два столбика? (Дети рассуждают). Запишите их в третий столбик. Как мы можем озаглавить этот столбик? (Дети затрудняются). Это логично, что вы не смогли назвать, мы пока этого не знаем, а можем только догадываться. А хотите знать? Значит надо добывать знания. По мере рабаты на уроке мы вернёмся к таблице и допишем название третьего столбика.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Посмотрите на слайд (картинки: волны- море, цветы – море цветов, улыбающиеся лица – море улыбок).Составьте словосочетания, чтобы в них повторялось одно и то же слово.(большое, голубое море; море цветов; море улыбок). Общее слово какое? (море). В каком из этих словосочетаний значение главного слова понятно без зависимого? Как вы думаете, как называются слова, употреблённые в привычном значении? ( Если дети затрудняются, называю сама – прямое значение слова).
- Почему оно прямое? Почему так решили? ( можно увидеть, потрогать, представить – имеют конкретное значение). Почему возможно употребление слова в непривычном значении? ( море – много воды, море цветов – много цветов, море улыбок – много улыбок).
-Как вы думаете, как можно назвать значение слова море в двух других словосочетаниях? (варианты детей, если дети затрудняются, направляем к учебнику).
-Сопоставьте свои ответы с правилами учебника. (дети знакомятся с параграфом учебника)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? ( Узнать, что обозначает сокращённое слово «перен.» и в связи с этим сформулировать тему урока).
- Для этого обратимся к учебнику русского языка стр. 157, параграф 66.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.( Прямое и переносное значение слов).
- Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность)
- Постройте план проекта (Установить закономерность, сделать вывод, создать алгоритм). Дети составляют алгоритмы, работая в группах; оформляют на листах, затем выступают с защитой проекта.
-Как вы думаете, какой алгоритм самый краткий и точный?
(Примеры алгоритмов:
1.Прямое --- вижу ---горит огонь
Переносное ---не вижу --- горят глаза
2.Можно определить значение слова по одному слову
да ---прямое
нет ---смотри значение слова --- переносное
3.Значение слова
Главное, основное --- предмет, явление, признак --- прямое --- золотое кольцо
отвлечённое , вторичное --- перенесено на другой предмет ---переносное --- золотые руки
5. Реализация построенного проекта.
- Итак, давайте установим закономерность определения прямого и переносного значения слов. Для этого проанализируйте данные ниже примеры. (Фронтальная работа).
Ледяная глыба – ледяной взгляд, море пшеницы – голубое море; копирует чертёж – копирует походку.
Сходство между:
1. Предметами
2. Действиями
3. Качествами (слайд) ( Эталон)
6. Первичное закрепление.
1.) Запишите в 2 столбика словосочетания: в один – с прямым, в другой – с переносным значением слов:
Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; лёгкая работа – лёгкая рука; железная дисциплина – железный гвоздь. ( проверьте по эталону)
2.) Сообщение учителя.
Употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой. Метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы. Вспомните и прочитайте известное вам стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает» (слайд).
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
3.) При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении. ( проверьте по эталону (слайд)
- Что придают метафоры тексту? (Использование в стихотворении метафоры придаёт описанию природы особую выразительность, живость и яркость).
7. Самостоятельная работа с проверкой соседа по парте (работа в парах). Осуществление коррекции:
Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.
- У кого возникли затруднения? Где?
- Упр. 350.
8. Включение в систему знаний.
- Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему возникла необходимость изучить данную тему?(Дети высказываются).
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- В чём у вас было затруднение?
- За что бы вы похвалили себя на уроке?
Работаем с диагностической картой «Оцени себя»: Не знаю ---знаю --- понимаю --- могу применить --- могу объяснить --- могу научить другого --- могу выполнить задание повышенной трудности. Выберите себе уровень. В соответствии выбранного уровня вам даётся домашнее задание. (Слайд)
Домашнее задание:
1 уровень – упр.351, к рисункам подобрать словосочетания.
2 уровень – составить предложения со словами в прямом и переносном значении, проиллюстрировать.
3 уровень – подобрать пословицы со словами в переносном значении.
4 уровень –из рассказа Н.В. Гоголя «Заколдованное место» выписать словосочетания со словами в переносном значении.
-До свидания. Спасибо за урок. Я рада, что вы поняли тему урока.
|