Суббота, 28.09.2024, 14:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка Самсоновой Лидии Николаевны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок в 5 классе "Прямое и переносное значение слова" по ФГОС
[ Скачать с сервера (24.4 Kb) ] 22.07.2015, 23:39

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Прямое и переносное значение слова.

Тип урока: ОНЗ

Цель урока:

1.Формирование:

а) представления о прямом и переносном значении слова;

б)способности различать прямое и переносное значение слова.

2) Развитие:

а) мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник, Толковые словари.

Демонстративный материал: алгоритм проверки прямого и переносного значения слова; эталоны для самопроверки, презентация.

 

Ход урока:

1.     Мотивация к учебной деятельности.

–Здравствуйте, юные знатоки филологии! Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте партнёров  прикосновением ладоней и пожеланиями удачи в сотрудничестве. Садитесь.

-Скажите, нравится ли вам учиться? Получаете ли вы удовольствие от того, что понимаете учителя и узнаёте много нового?

-Мне тоже очень нравится обучать детей, объяснять что-то новое, рассказывать, задавать вопросы, слушать и видеть ваши умные лица и удивлённые  глаза. У нас общие интересы, значит, мы можем сотрудничать. Тем более в изучении такого важного и нужного предмета как русский язык.

-На столе перед вами лежат листочки разноцветной бумаги, выберите по цвету показатель вашего настроения на данный момент: если вы спокойны - зелёный, радостны - жёлтый, встревожены-сиреневый. Поднимите ваши листочки. Я себе тоже выбрала.

-Какой раздел о русском языке мы изучаем? Что мы знаем о лексике? Давайте составим кластер.  (  все дети по цепочке отвечают, оформляя на доске записи в виде кластера.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить материал, который потребуется для открытия, а для этого заполним таблицу. Распределите слова в таблице : парта, нос, арена, бакен,  гнездо, шар, айсберг, земля, море ( слайд).

Однозначные слова

Многозначные слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие слова вы записали в первый столбик, во второй? А какие слова остались? Почему мы их не отнесли в первые два столбика?  (Дети рассуждают). Запишите их в третий столбик. Как мы можем озаглавить этот столбик?  (Дети затрудняются). Это логично, что вы не смогли назвать, мы пока этого не знаем, а можем только догадываться. А хотите знать? Значит надо добывать знания. По мере рабаты на уроке мы вернёмся к таблице и допишем название третьего столбика.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Посмотрите на слайд (картинки: волны- море, цветы – море цветов, улыбающиеся лица – море улыбок).Составьте словосочетания, чтобы в них повторялось одно и то же слово.(большое, голубое море; море цветов; море улыбок). Общее слово какое?  (море). В каком из этих словосочетаний значение главного слова понятно без  зависимого? Как вы думаете, как называются слова, употреблённые в привычном значении? ( Если дети затрудняются, называю сама – прямое значение слова).

- Почему оно прямое? Почему так решили? (  можно увидеть, потрогать, представить – имеют конкретное значение). Почему возможно употребление слова в непривычном значении?  (  море – много воды, море цветов – много цветов, море улыбок – много улыбок).

-Как вы думаете, как можно назвать значение слова море в двух других словосочетаниях? (варианты детей, если дети затрудняются, направляем к учебнику).

-Сопоставьте свои ответы с правилами учебника. (дети знакомятся с параграфом учебника)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?  ( Узнать, что обозначает сокращённое слово «перен.» и в связи с этим сформулировать тему урока).

- Для этого обратимся к учебнику русского языка стр. 157, параграф 66.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.( Прямое и переносное значение слов).

-  Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность)

- Постройте план проекта (Установить закономерность, сделать вывод, создать алгоритм). Дети составляют алгоритмы, работая в группах; оформляют  на листах, затем выступают с защитой проекта.

-Как вы думаете, какой алгоритм самый краткий и точный?

(Примеры алгоритмов:

1.Прямое --- вижу ---горит огонь

Переносное ---не вижу --- горят глаза

 

2.Можно определить значение слова по одному слову

да ---прямое

нет ---смотри значение слова --- переносное

3.Значение слова

Главное, основное --- предмет, явление, признак --- прямое --- золотое кольцо

отвлечённое , вторичное --- перенесено на другой предмет ---переносное --- золотые руки

5. Реализация построенного проекта.

- Итак, давайте установим закономерность определения прямого и переносного значения слов. Для этого проанализируйте данные ниже примеры. (Фронтальная работа).

Ледяная глыба – ледяной взгляд, море пшеницы – голубое море; копирует чертёж – копирует походку.

Сходство между:

1.     Предметами

2.     Действиями

3.     Качествами (слайд) ( Эталон)

6. Первичное закрепление.

 1.) Запишите в 2 столбика словосочетания: в один – с прямым, в другой – с переносным значением слов:

Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; лёгкая работа – лёгкая рука; железная дисциплина – железный гвоздь. ( проверьте по эталону)

2.) Сообщение учителя.

Употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой. Метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы. Вспомните и прочитайте известное вам стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает» (слайд).

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
        Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
        Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
        Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
        И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
        И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
        У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
        Красавица весна.

3.) При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении. (  проверьте по эталону (слайд)

- Что придают метафоры тексту? (Использование в стихотворении метафоры придаёт описанию природы особую выразительность, живость и яркость).

7. Самостоятельная работа с проверкой соседа по парте (работа в парах).  Осуществление коррекции:

Со словами звезда,  холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.

- У кого возникли затруднения? Где?

- Упр. 350.

8. Включение в систему знаний.

- Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему возникла необходимость изучить данную тему?(Дети высказываются).

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- В чём у вас было затруднение?

- За что бы вы похвалили себя на уроке?

Работаем с диагностической картой «Оцени себя»: Не знаю ---знаю --- понимаю --- могу применить --- могу объяснить --- могу научить  другого --- могу выполнить задание повышенной трудности. Выберите себе уровень. В соответствии выбранного уровня вам даётся домашнее задание.  (Слайд)

Домашнее задание: 

1 уровень – упр.351, к рисункам подобрать словосочетания.

2 уровень – составить предложения со словами в прямом и переносном значении, проиллюстрировать.

3 уровень – подобрать пословицы со словами в переносном значении.

4 уровень –из рассказа Н.В. Гоголя «Заколдованное место» выписать словосочетания со словами в переносном значении.

 

-До свидания. Спасибо за урок. Я рада, что вы поняли тему урока.

Категория: Мои файлы | Добавил: lika
Просмотров: 4689 | Загрузок: 253 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz