Суббота, 28.09.2024, 12:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка Самсоновой Лидии Николаевны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы.

МБОУ «Киртелинская средняя общеобразовательная школа»

Тетюшского муниципального района РТ.

Самсонова Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 кв. категории.

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы.

    Одной из острейших проблем современной школы является формирование познавательных  интересов, способностей и  навыков учащихся на уроках .  Вызвать интерес к учению у ребенка можно лишь в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на него, а находит стимулы именно во внутреннем положительном расположении ученика к учению, в стремлении развивать познавательный интерес.   Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса следует считать Я.А.Коменского, который писал в "Великой дидактике", что "… нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность". Данная проблема отражена в работах И.Г.Песталоцци, отмечающего, что школа должна организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их "ум, сердце и руки", опираясь на стойкие познавательные интересы.  Так же значимость познавательного интереса осознавали классики зарубежной педагогики Дистервег, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк. Они считали познавательный интерес важнейшим средством привития любви к познанию. По словам И.И. Бецкого, "… природу детей нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению".

    Первоосновой в формировании познавательных способностей учащихся , в развитии интересов к предмету является окружающая среда, целенаправленное воздействие школы, привлекательность содержания подаваемого учебного материала .

  Исследуя  проблему формирования познавательного интереса ,  ученые выделяют  следующие его  уровни :

     1. Отсутствие интереса. На данном уровне интерес почти не обнаруживается, за исключением реакции на яркий и занимательный материал, безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач.

     2.  Реакция на новизну. Данный уровень характеризуется положительной реакцией только на новый материал, касающийся конкретных фактов. Характерна кратковременная и неустойчивая активность.

       3. Любопытство. Данный уровень характеризуется положительной реакцией на новый теоретический материал, частые вопросы. Учащиеся активно участвуют в выполнении заданий, но интерес к ним кратковременный.

       4. Ситуативный учебный интерес. На данном уровне интерес проявляется к способу выполнения учебного задания, участия в ее решении.

      5.  Устойчивый познавательный интерес. Данный уровень характеризуется проявлением интереса к общему способу выполнения целой системы заданий в пределах изучаемого материала.

      6. Общественный познавательный интерес. Данный уровень характеризуется постоянным проявлением интереса и творческого отношения к общему способу выполнения заданий, стремлением получить дополнительные требования.

  Второй, третий и четвертый уровни познавательного интереса характерны школьникам, у которых он неустойчивый, непосредственный, вращается вокруг узкоконкретного содержания. Пятый уровень определяется в подростковом возрасте, познавательный интерес становится осознанным, начинает определяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность. Шестой уровень характерен для старшеклассников, которых интересуют способы деятельности, типичные для того или иного предмета, необходимые им для будущей профессии.

   На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью, а Анатоль Франс определял как жажду знаний.

   Познавательные интересы формируются в школе. В учебном процессе осуществляется совместная, взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учение). Именно в процессе этой взаимообусловленной деятельности познавательный интерес укрепляется, развивается, обогащается. Сегодня формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания   личности. Следовательно, необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

   В своей работе я применяю игровую технологию, которая не только является одним из способов повышения мотивации к изучению русского  языка в школе, формированию познавательного интереса,  но и позволяет преодолевать барьер неуверенности, развивает устную и письменную речь у учащихся  . В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, а ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это  благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.  В соответствии с системой обучения русскому  языку на своих уроках я использую  грамматические ,  лексические, фонетические, ролевые игры, игры с пословицами,  ,лингвистические разминки .                                                                                                                            

  Грамматические игры позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики: временные формы глаголов, порядок слов в предложении, употребление предлогов и т.д.  Лексические игры помогают проверить или пополнить  словарный запас учащихся, определить  диапазон знания лексики, и , может быть, расширить его. Игры с пословицами напомнят о том, что русский язык также богат и неисчерпаем.  Ролевые игры способствуют развитию речевых навыков и умений.  

 Целесообразно использовать дидактические игры на уроках русского языка, которые способствуют не только активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний.

 

Исходя из всего вышесказанного, я могу сделать выводы:

1) занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности.

3) Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету.

4) Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают прочную базу знаний на данном этапе обучения .

  Также одним из эффективных методов пробуждения интереса к предмету является использование ИКТ  на уроках .  Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. ИКТ использую при изложении нового материала(демонстрационно-энциклопедические программы), при закреплении нового материала( тренинги, обучающие программы, электронные учебники), в системе контроля и проверки( тестирование с оцениванием ,контролирующие программы: «Фраза», «ЕГЭ без ошибок»), для самостоятельной работы учащихся(обучающие программы : «Грамматика»,  «Орфография»,  «Культура речи» , электронную энциклопедию «Русская литература»). Детей привлекает  работа с мультимедийной программой.  Особенно в старших классах учащихся интересуют  уроки –презентации. Они  активно принимают участие в сборе материала  по жизни и творчеству писателей . Создали презентации по русскому языку «Сжатое изложение», «Сочинение-рассуждение», «Однородные члены предложения», «Вводные слова и предложения».

   Эффективность формирования познавательных интересов школьников на уроках русского языка достигается и через использование творческих заданий:

а) направленных на закрепление материала, используемого  при обучении умениям и навыкам;

б) направленных на формирование понятий.

  Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками знаний. Однако всем видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения.

   Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер.

Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели,  понимание возникшей проблемы.

  Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводится тщательный анализ задания,  намечаются направления, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения задания.

  В-третьих, предстоящей творческой деятельности придается строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.

  В-четвертых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.

  В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения творческой задачи.

  На всех этапах учебного процесса протекает разнообразное воспроизводящая и познавательная деятельность учащихся. Было бы ошибочным резко отграничивать эти этапы один от другого. Они протекают в ограниченном единстве между собою.

  Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному. Остановимся лишь на важнейших его видах: на изложение учебного материала педагогом и самостоятельном изучении новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный материал включает в себя вопросы, требующие текстуального запоминания, смыслового понимания, пересказывания, критической оценки, а иногда и простейшего исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в третьих анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений.

  Так, в процессе школьного обучения значительное место занимают различные методы обработки и усвоения материала учебника. Среди них важнейшее место занимают пересказ и выучивание наизусть. Учитывая возрастание сложности познавательной деятельности, на первое место как наиболее легкое для учащихся следует поставить выучивание наизусть, затем – пересказ – как действие воспроизводяще-творческого характера, которому присущи меньшая освоенность текста, необходимость самостоятельного подбора лексики. На третье место следует поставить подготовку рассказа на заданную тему, по аналогии с прочитанным, как значительно более творческий метод освоения материала.

  Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:

1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание.

  Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке.

2)Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям , с использованием языкового материала, развернутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

Например, работой с творческой основой является выполнение таких  упражнений: восстановить последовательность предложений , вставить вместо точек подходящие по смыслу слова, исправление ошибок в предложенном тексте.

  Итог. Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.

  Центральное место в работе по развитию познавательного интереса отвожу внеклассной деятельности, так как считаю, что овладение учащимися коммуникативной компетенцией невозможно без привлечения культуроведческого компонента, который содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению . В нашей  школе  ежегодно проводятся  декады по русскому  языку и литературе . В программу декады включаю конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, информационные часы, устные журналы, библиотечные и музейные уроки, праздники . Ежегодно участвуем  во Всероссийском конкурсе « Русский Медвежонок», были участниками Всероссийской олимпиады по литературе при Центре поддержки талантливой молодежи, в этом году участвовали в конкурсе « Альбус»..       

  Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения русскому  языку,  проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и трудоемкой работы, применяя разнообразные технологии,  методы и приемы в обучении, формируя развивающую образовательную среду    для развития компетенций учащихся.
  Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интересов, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.
  Практика моих уроков и наблюдения за уроками русского  языка в школе  позволяет сделать вывод, что есть дети, которым не всегда  интересен данный  предмет. Между тем уроки  русского языка  имеют огромную значимость в развитии личности ребенка: несут в себе большие возможности для развития психических процессов, речи, наблюдательности, эрудиции.  Поэтому, я считаю, что учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к данной дисциплине. 

Категория: Мои статьи | Добавил: lika (14.03.2015)
Просмотров: 2263 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz